Details
Title | Психолого-педагогические особенности внутригрупповых отношений старшеклассников профильных классов: выпускная квалификационная работа бакалавра: направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» ; образовательная программа 44.03.02_01 «Психология профессиональной деятельности» |
---|---|
Creators | Авдеева Алиса Юрьевна |
Scientific adviser | Гулк Елена Борисовна |
Organization | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт |
Imprint | Санкт-Петербург, 2025 |
Collection | Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция |
Subjects | внутригрупповые отношения ; внутригрупповое поведение ; психологическая безопасность ; старшеклассники ; профильные классы ; intragroup relations ; intragroup behavior ; psychological safety ; high school students ; specialized classes |
Document type | Bachelor graduation qualification work |
File type | |
Language | Russian |
Level of education | Bachelor |
Speciality code (FGOS) | 44.03.02 |
Speciality group (FGOS) | 440000 - Образование и педагогические науки |
DOI | 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-1680 |
Rights | Доступ по паролю из сети Интернет (чтение) |
Additionally | New arrival |
Record key | ru\spstu\vkr\35246 |
Record create date | 7/9/2025 |
Allowed Actions
–
Action 'Read' will be available if you login or access site from another network
Group | Anonymous |
---|---|
Network | Internet |
Данная работа посвящена исследованию психолого-педагогических особенностей внутригрупповых отношений старшеклассников профильных классов Санкт-Петербурга. Объект исследования – старшеклассники профильных классов. Работа проводилась на базе психолого-педагогических и кадетских классов школ Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 69 респондентов. Были применены теоретические (анализ, синтез), эмпирические (тестирование, опрос, констатирующий эксперимент) методы и методы обработки полученных данных (описательная и математическая статистика). Выявлены особенности внутригрупповых отношений в классах с разным профилем подготовки. Старшеклассники демонстрируют в отношениях независимость, стремление избегать конфликтов, средние и низкие уровни коммуникабельности. Статистически значимых различий по этим показателям не выявлено. Обучающиеся характеризуют образовательную среду школы и класса как безопасную и доброжелательную. При этом, кадеты дают более высокие (на уровне статистической значимости) оценки внутригрупповым отношениям. Однако, результаты исследования риска возникновения буллинга, лежащие в области средневысоких значений по шкалам (Небезопасность, Разобщенность) и средненизких (Равноправие, Благополучие) свидетельствуют о недостаточном уровне взаимопомощи и поддержки в классах. При этом, старшеклассники психолого-педагогических классов демонстрируют более высокий (на уровне статистической значимости) уровень благополучия и меньшую разобщенность, что создает более благоприятный психологический климат и снижает риск буллинга по сравнению с кадетскими классами. По результатам исследования были сформулированы рекомендации для кадетских и психолого-педагогических классов, которые могут использоваться в работе школьной социально-психологической службы и классных руководителей. Для получения результатов использовались следующие цифровые технологии: SPSS — программа для статистической обработки данных, поисковые системы и облачные сервисы.
This work is devoted to the study of the psychological and pedagogical features of intra-group relations of high school students of specialized classes in St. Petersburg. The object of research is high school students of specialized classes The work was carried out on the basis of psychological, pedagogical and cadet classes of schools in St. Petersburg. 69 respondents participated in the study. Theoretical (analysis, synthesis), empirical (testing, survey, ascertaining experiment) methods and methods of data processing (descriptive and mathematical statistics) were applied. The features of intra-group relations in classes with different training profiles are revealed. High school students demonstrate independence in relationships, a desire to avoid conflicts, and medium and low levels of communication skills. There were no statistically significant differences in these indicators. Students describe the educational environment of the school and classroom as safe and friendly. At the same time, cadets give higher (at the level of statistical significance) estimates of intra-group relations. However, the results of the study of the risk of bullying, which lie in the range of medium-high values on the scales (Insecurity, Separation) and medium-low (Equality, Well-being) indicate an insufficient level of mutual assistance and support in the classrooms. At the same time, high school students in psychological and pedagogical classes demonstrate a higher (at the level of statistical significance) level of well-being and less separation, which creates a more favorable psychological climate and reduces the risk of bullying compared to cadet classes. Based on the results of the study, recommendations were formulated for cadet and psychological and pedagogical classes that can be used in the work of the schools social and psychological service and classroom teachers. The following digital technologies were used to obtain the results: SPSS, a program for statistical data processing, search engines, and cloud services.
Network | User group | Action |
---|---|---|
ILC SPbPU Local Network | All |
|
Internet | Authorized users SPbPU |
|
Internet | Anonymous |
|
- РЕФЕРАТ
- THE ABSTRACT
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 Теоретические аспекты исследования внутригрупповых отношений старшеклассников
- 1.1 Психологические особенности и роль внутригрупповых отношений в юношеском возрасте
- 1.2 Понятие и виды внутригрупповых отношений
- 1.3 Профиль обучения как фактор формирования внутригрупповых отношений в старших классах
- Выводы по главе 1
- 2 Анализ результатов исследования
- 2.1 Описание методов и методик исследования
- 2.2 Описание исследования особенностей внутригрупповых отношений старшеклассников
- Выводы по главе 2
- Так мы можем сделать вывод, что в обеих группах преобладает избегание конфликтов, что связано с иерархической структурой и строгой дисциплиной, особенно в кадетских классах. Это способствует снижению конфликтности, но может ограничивать инициативность...
- Результаты по шкале коммуникабельности показывают практически полное сходство между группами (коэффициент 0,983), что свидетельствует о схожем уровне общения и склонности к некоммуникабельности в учебных коллективах.
- Результаты по методике «Опросник риска буллинга свидетельствуют, что психолого-педагогические классы имеют более высокий уровень благополучия и меньшую разобщенность, что создает более благоприятный психологический климат и снижает риск буллинга по ср...
- Также обеих группах преобладает позитивное отношение к образовательной среде, особенно в кадетских классах. Наличие низкого процента нейтральных и негативных мнений указывает на формирование благоприятного психологического климата.
- 2.3 Методические рекомендации на основе полученных данных
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Access count: 0
Last 30 days: 0