Details
Title | Цифровая компетентность и отношение к цифровой образовательной среде студентов технических и гуманитарных направлений подготовки: выпускная квалификационная работа магистра: направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» ; образовательная программа 44.04.02_03 «Педагогический дизайн в цифровой среде» |
---|---|
Creators | Белопашенцева Алена Вячеславовна |
Scientific adviser | Захаров Константин Павлович |
Organization | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт |
Imprint | Санкт-Петербург, 2025 |
Collection | Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция |
Subjects | цифровая компетентность ; цифровая образовательная среда ; digcomp ; гуманитарные и технические специальности ; цифровизация образования ; digital competence ; digital educational environment ; humanities and technical specialities ; digitalisation of education |
Document type | Master graduation qualification work |
File type | |
Language | Russian |
Level of education | Master |
Speciality code (FGOS) | 44.04.02 |
Speciality group (FGOS) | 440000 - Образование и педагогические науки |
DOI | 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-2280 |
Rights | Доступ по паролю из сети Интернет (чтение) |
Additionally | New arrival |
Record key | ru\spstu\vkr\34969 |
Record create date | 7/3/2025 |
Allowed Actions
–
Action 'Read' will be available if you login or access site from another network
Group | Anonymous |
---|---|
Network | Internet |
Данная работа посвящена исследованию особенностей цифровой компетентности и отношения к цифровой образовательной среде студентов технических и гуманитарных направлений подготовки. Задачи, которые решались в ходе исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирически исследовать уровень цифровой компетентности студентов старших курсов бакалавриата гуманитарных и технических специальностей; 3. Выявить особенности отношения студентов старших курсов бакалавриата к цифровой образовательной среде с разным уровнем цифровой компетентности; 4. Обработать полученные данные методами математической статистики и интерпретировать результаты; 5. Сформулировать рекомендации по развитию цифровой компетентности студентов и улучшению цифровой образовательной среды вузов. В ходе исследования проведен теоретический анализ современных подходов к определению цифровой компетентности, которая рассматривается как комплексная характеристика, включающая не только технические навыки, но и критическое, этичное и осознанное использование цифровых технологий. На основе эмпирического исследования с применением методик «The Digital Competence Wheel», «Шкалы оценки ЦОС» и «Частного семантического дифференциала» выявлены значимые различия между студентами разных направлений. Результаты показали, что студенты технических специальностей демонстрируют более высокий общий уровень цифровой компетентности (76% против 71% у гуманитариев), особенно в компонентах «Безопасность» и «Здоровье», где обнаружено статистически значимое различие (p=0,037). При этом обе группы показали низкие результаты в области «Автоматизация» (60–66%). Анализ восприятия ЦОС выявил, что гуманитарии чаще отмечают использование нечестных стратегий в цифровом обучении (p=0,018) и демонстрируют более тесную связь между уровнем цифровой компетентности и оценкой удобства, актуальности и структурированности среды. Студенты технических направлений, несмотря на более высокие компетенции, критичнее оценивают современность и гибкость ЦОС. Корреляционный анализ подтвердил связь стрессонапряженности, качества коммуникации и доступности поддержки с удовлетворенностью ЦОС. На основе полученных данных разработаны рекомендации по дифференцированному развитию цифровой компетентности и совершенствованию ЦОС с учетом направленности подготовки студентов. Результаты исследования могут быть использованы для адаптации образовательных программ и повышения эффективности цифрового обучения. Для достижения данных результатов в работе были использованы следующие информационные технологии: 1. Microsoft Word 2. Microsoft Excel 3. Google Forms 4. IBM SPSS Statistics 27.0.1 5. Figma.
This thesis is devoted to the study of the characteristics of digital competence and attitudes towards the digital educational environment among students of technical and humanities disciplines. The objectives of the study were as follows: 1. To conduct a theoretical analysis of scientific literature on the research topic; 2. To empirically investigate the level of digital competence of senior under graduate students in the humanities and technical specialities; 3. Identify the characteristics of senior undergraduate students attitudes towards the digital educational environment with different levels of digital competence; 4. Process the obtained data using mathematical statistics methods and interpret the results; 5. Formulate recommendations for developing students digital competence and improving the digital educational environment of universities. The study conducted a theoretical analysis of contemporary approaches to de fining digital competence, which is considered a complex characteristic that includes not only technical skills but also the critical, ethical, and conscious use of digital tech nologies. Based on empirical research using the Digital Competence Wheel, the CCS Assessment Scale, and the Private Semantic Differential, significant differences were identified between students from different fields of study. The results showed that stu dents of technical specialities demonstrate a higher overall level of digital competence (76% versus 71% for humanities students), especially in the components of ‘Security’ and ‘Health,’ where a statistically significant difference was found (p=0.037). At the same time, both groups showed low results in the area of ‘Automation’ (60–66%). Analysis of the perception of the DLE revealed that humanities students more often note the use of dishonest strategies in digital learning (p=0.018) and demonstrate a closer connection between the level of digital competence and the assessment of convenience, relevance, and structure of the environment. Technical students, despite their higher competencies, are more critical in their assessment of the moder nity and flexibility of the CSE. Correlation analysis confirmed the relationship between stress intensity, communication quality, and support availability with CSE satisfaction. Based on the data obtained, recommendations were developed for the differentiated development of digital competence and improvement of the CSC, taking into account the focus of student training. The results of the study can be used to adapt educational programmes and improve the effectiveness of digital learning. To achieve these results, the following information technologies were used in the work: 1. Microsoft Word 2. Microsoft Excel 3. Google Forms 4. IBM SPSS Statistics 27.0.1 5. Figma.
Network | User group | Action |
---|---|---|
ILC SPbPU Local Network | All |
|
Internet | Authorized users SPbPU |
|
Internet | Anonymous |
|
- Введение
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
- 1.1. Понятие и компоненты цифровой компетентности
- 1.2. Особенности формирования цифровой компетентности у студентов
- 1.2.1. Психолого-педагогические особенности формирования цифровой компетентности
- 1.2.2. Организационно-педагогические условия формирования цифровой компетентности
- 1.3. Цифровая образовательная среда вуза как фактор профессионального развития студентов
- 1.3.1. Понятие и структура цифровой образовательной среды
- 1.3.2. Нормативно-правовые основы цифровизации высшего образования в России
- 1.3.3. Возможности цифровой образовательной среды современного вуза
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
- СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
- 2.1 Методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
- 2.2 Анализ результатов исследования цифровой компетентности студентов технических и гуманитарных направлений подготовки
- 2.3 Результаты методики
- «Шкала оценки цифровой образовательной среды университета»
- 2.4 Результаты методики «Частный семантический дифференциал»
- 2.5 Рекомендации по улучшению цифровой образовательной среды вуза
- Выводы по главе 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Access count: 0
Last 30 days: 0