Детальная информация

Название Разработка алгоритмов настройки параметров фильтра курсовой устойчивости судна с применением машинного обучения: выпускная квалификационная работа магистра: направление 02.04.01 «Математика и компьютерные науки» ; образовательная программа 02.04.01_03 «Искусственный интеллект и машинное обучение»
Авторы Шаронов Артем Александрович
Научный руководитель Лукашин Алексей Андреевич
Организация Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт компьютерных наук и кибербезопасности
Выходные сведения Санкт-Петербург, 2025
Коллекция Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Тематика dp5000 ; gps ; фильтрация ; калибровка ; регрессия ; машинное обучение ; динамическое позиционирование ; optuna ; спектральный анализ ; filtering ; calibration ; regression ; machine learning ; dynamic positioning ; spectral analysis
Тип документа Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла PDF
Язык Русский
Уровень высшего образования Магистратура
Код специальности ФГОС 02.04.01
Группа специальностей ФГОС 020000 - Компьютерные и информационные науки
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-3798
Права доступа Доступ по паролю из сети Интернет (чтение)
Дополнительно Новинка
Ключ записи ru\spstu\vkr\37443
Дата создания записи 19.09.2025

Разрешенные действия

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

Выпускная квалификационная работа посвящена разработке алгоритмов автоматизированной настройки параметров фильтрации навигационных данных с целью повышения точности калибровки системы курсовой устойчивости и динамического позиционирования судна на базе платформы DP5000. Основное внимание уделено предсказанию корректирующих коэффициентов, влияющих на расчёт силы тяги двигателей, по данным GPS и модельным оценкам сил взаимодействия. - представлена математическая модель движения судна в трёх степенях свободы и модель GPS-наблюдений; - описаны этапы предобработки данных, включая интерполяцию, БПФ-фильтрацию и численное дифференцирование; - сформулирована регрессионная задача по предсказанию параметров калибровки; - исследованы и реализованы модели SVR, Random Forest, Decision Tree, Gaussian Process, XGBoost и LightGBM; - выполнена настройка гиперпараметров моделей с помощью библиотеки Optuna; - проведён сравнительный анализ качества моделей по метрикам MAE, MSE, R^2 и устойчивости предсказаний. Полученные результаты демонстрируют эффективность методов машинного обучения для задач калибровки DP-систем и позволяют сократить потребность в натурных испытаниях при настройке судовой автоматизированной навигации.

This masters thesis focuses on the development of algorithms for automated tuning of navigation data filtering parameters to improve the calibration accuracy of a ships heading and dynamic positioning (DP) system based on the DP5000 platform. The core task involves predicting correction coefficients that adjust the engine thrust estimation using GPS measurements and model-based force estimates. - a mathematical model of ship motion in three degrees of freedom and a corresponding GPS observation model; - data preprocessing steps such as interpolation, FFT-based spectral filtering, and derivative calculation; - formulation of a regression task for predicting calibration parameters; - implementation and evaluation of regression methods including SVR, Random Forest, Decision Tree, Gaussian Process, XGBoost, and LightGBM; - hyperparameter optimization using the Optuna framework; - comparative performance assessment of the models based on MAE, MSE, R^2, and prediction stability metrics. The results confirm the applicability of machine learning techniques for enhancing DP system calibration, offering a reduction in the need for costly full-scale testing during system setup and adjustment.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ
Прочитать
Интернет Анонимные пользователи
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР СИСТЕМЫ DP5000 И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ДИНАМИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ.
    • 1.1 Назначение и области применения систем динамического позиционирования
    • 1.2 Принцип работы DP-системы
    • 1.3 Архитектура системы DP5000
    • 1.4 Навигационные и инерциальные сенсоры в системе динамического позиционирования DP5000
    • 1.5 Классификация и методы фильтрации сенсорных данных
  • ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ ФИЛЬТРА DP5000 И ВЫБОР АЛГОРИТМОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2.1 Текущий порядок калибровки системы на примере калибровки тяги по оси X
    • 2.2 Формализация этапов калибровки
    • 2.3 Выбор регрессии и описание используемых моделей
  • ГЛАВА 3. ПРЕДОБРАБОТКА ДАННЫХ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ВЫБОРКИ
    • 3.1 Исходные данные
    • 3.2 Предобработка данных
    • 3.3 Выделение и конструирование признаков для регрессии
    • 3.4 Объём и репрезентативность выборки
    • 3.5 Разбиение на обучающую, валидационную и тестовую выборки
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ВАЛИДАЦИЯ АЛГОРИТМОВ
    • 4.1 Инструментарий для реализации
    • 4.2 Разработка и реализация алгоритмов подбора f_max и предсказания коэффициента калибровки
    • 4.3 Метрики оценки качества
    • 4.4 Сравнительный анализ результатов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • Приложение A. Подбор порога скорости, весовых коэффициентов для каждого окна и f_max для каждого теста.
    • Приложение Б. Подбор признаков с помощью SHAP, обучение и оценка моделей регрессии.

Количество обращений: 0 
За последние 30 дней: 0

Подробная статистика