Details
Title | Разработка алгоритмов настройки параметров фильтра курсовой устойчивости судна с применением машинного обучения: выпускная квалификационная работа магистра: направление 02.04.01 «Математика и компьютерные науки» ; образовательная программа 02.04.01_03 «Искусственный интеллект и машинное обучение» |
---|---|
Creators | Шаронов Артем Александрович |
Scientific adviser | Лукашин Алексей Андреевич |
Organization | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт компьютерных наук и кибербезопасности |
Imprint | Санкт-Петербург, 2025 |
Collection | Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция |
Subjects | dp5000 ; gps ; фильтрация ; калибровка ; регрессия ; машинное обучение ; динамическое позиционирование ; optuna ; спектральный анализ ; filtering ; calibration ; regression ; machine learning ; dynamic positioning ; spectral analysis |
Document type | Master graduation qualification work |
File type | |
Language | Russian |
Level of education | Master |
Speciality code (FGOS) | 02.04.01 |
Speciality group (FGOS) | 020000 - Компьютерные и информационные науки |
DOI | 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-3798 |
Rights | Доступ по паролю из сети Интернет (чтение) |
Additionally | New arrival |
Record key | ru\spstu\vkr\37443 |
Record create date | 9/19/2025 |
Allowed Actions
–
Action 'Read' will be available if you login or access site from another network
Group | Anonymous |
---|---|
Network | Internet |
Выпускная квалификационная работа посвящена разработке алгоритмов автоматизированной настройки параметров фильтрации навигационных данных с целью повышения точности калибровки системы курсовой устойчивости и динамического позиционирования судна на базе платформы DP5000. Основное внимание уделено предсказанию корректирующих коэффициентов, влияющих на расчёт силы тяги двигателей, по данным GPS и модельным оценкам сил взаимодействия. - представлена математическая модель движения судна в трёх степенях свободы и модель GPS-наблюдений; - описаны этапы предобработки данных, включая интерполяцию, БПФ-фильтрацию и численное дифференцирование; - сформулирована регрессионная задача по предсказанию параметров калибровки; - исследованы и реализованы модели SVR, Random Forest, Decision Tree, Gaussian Process, XGBoost и LightGBM; - выполнена настройка гиперпараметров моделей с помощью библиотеки Optuna; - проведён сравнительный анализ качества моделей по метрикам MAE, MSE, R^2 и устойчивости предсказаний. Полученные результаты демонстрируют эффективность методов машинного обучения для задач калибровки DP-систем и позволяют сократить потребность в натурных испытаниях при настройке судовой автоматизированной навигации.
This masters thesis focuses on the development of algorithms for automated tuning of navigation data filtering parameters to improve the calibration accuracy of a ships heading and dynamic positioning (DP) system based on the DP5000 platform. The core task involves predicting correction coefficients that adjust the engine thrust estimation using GPS measurements and model-based force estimates. - a mathematical model of ship motion in three degrees of freedom and a corresponding GPS observation model; - data preprocessing steps such as interpolation, FFT-based spectral filtering, and derivative calculation; - formulation of a regression task for predicting calibration parameters; - implementation and evaluation of regression methods including SVR, Random Forest, Decision Tree, Gaussian Process, XGBoost, and LightGBM; - hyperparameter optimization using the Optuna framework; - comparative performance assessment of the models based on MAE, MSE, R^2, and prediction stability metrics. The results confirm the applicability of machine learning techniques for enhancing DP system calibration, offering a reduction in the need for costly full-scale testing during system setup and adjustment.
Network | User group | Action |
---|---|---|
ILC SPbPU Local Network | All |
|
Internet | Authorized users SPbPU |
|
Internet | Anonymous |
|
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЗОР СИСТЕМЫ DP5000 И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ДИНАМИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ.
- 1.1 Назначение и области применения систем динамического позиционирования
- 1.2 Принцип работы DP-системы
- 1.3 Архитектура системы DP5000
- 1.4 Навигационные и инерциальные сенсоры в системе динамического позиционирования DP5000
- 1.5 Классификация и методы фильтрации сенсорных данных
- ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ ФИЛЬТРА DP5000 И ВЫБОР АЛГОРИТМОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2.1 Текущий порядок калибровки системы на примере калибровки тяги по оси X
- 2.2 Формализация этапов калибровки
- 2.3 Выбор регрессии и описание используемых моделей
- ГЛАВА 3. ПРЕДОБРАБОТКА ДАННЫХ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ВЫБОРКИ
- 3.1 Исходные данные
- 3.2 Предобработка данных
- 3.3 Выделение и конструирование признаков для регрессии
- 3.4 Объём и репрезентативность выборки
- 3.5 Разбиение на обучающую, валидационную и тестовую выборки
- ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ВАЛИДАЦИЯ АЛГОРИТМОВ
- 4.1 Инструментарий для реализации
- 4.2 Разработка и реализация алгоритмов подбора f_max и предсказания коэффициента калибровки
- 4.3 Метрики оценки качества
- 4.4 Сравнительный анализ результатов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Приложение A. Подбор порога скорости, весовых коэффициентов для каждого окна и f_max для каждого теста.
- Приложение Б. Подбор признаков с помощью SHAP, обучение и оценка моделей регрессии.
Access count: 0
Last 30 days: 0