Details

Title Разработка алгоритмов настройки параметров фильтра курсовой устойчивости судна с применением машинного обучения: выпускная квалификационная работа магистра: направление 02.04.01 «Математика и компьютерные науки» ; образовательная программа 02.04.01_03 «Искусственный интеллект и машинное обучение»
Creators Шаронов Артем Александрович
Scientific adviser Лукашин Алексей Андреевич
Organization Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт компьютерных наук и кибербезопасности
Imprint Санкт-Петербург, 2025
Collection Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Subjects dp5000 ; gps ; фильтрация ; калибровка ; регрессия ; машинное обучение ; динамическое позиционирование ; optuna ; спектральный анализ ; filtering ; calibration ; regression ; machine learning ; dynamic positioning ; spectral analysis
Document type Master graduation qualification work
File type PDF
Language Russian
Level of education Master
Speciality code (FGOS) 02.04.01
Speciality group (FGOS) 020000 - Компьютерные и информационные науки
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-3798
Rights Доступ по паролю из сети Интернет (чтение)
Additionally New arrival
Record key ru\spstu\vkr\37443
Record create date 9/19/2025

Allowed Actions

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network

Group Anonymous
Network Internet

Выпускная квалификационная работа посвящена разработке алгоритмов автоматизированной настройки параметров фильтрации навигационных данных с целью повышения точности калибровки системы курсовой устойчивости и динамического позиционирования судна на базе платформы DP5000. Основное внимание уделено предсказанию корректирующих коэффициентов, влияющих на расчёт силы тяги двигателей, по данным GPS и модельным оценкам сил взаимодействия. - представлена математическая модель движения судна в трёх степенях свободы и модель GPS-наблюдений; - описаны этапы предобработки данных, включая интерполяцию, БПФ-фильтрацию и численное дифференцирование; - сформулирована регрессионная задача по предсказанию параметров калибровки; - исследованы и реализованы модели SVR, Random Forest, Decision Tree, Gaussian Process, XGBoost и LightGBM; - выполнена настройка гиперпараметров моделей с помощью библиотеки Optuna; - проведён сравнительный анализ качества моделей по метрикам MAE, MSE, R^2 и устойчивости предсказаний. Полученные результаты демонстрируют эффективность методов машинного обучения для задач калибровки DP-систем и позволяют сократить потребность в натурных испытаниях при настройке судовой автоматизированной навигации.

This masters thesis focuses on the development of algorithms for automated tuning of navigation data filtering parameters to improve the calibration accuracy of a ships heading and dynamic positioning (DP) system based on the DP5000 platform. The core task involves predicting correction coefficients that adjust the engine thrust estimation using GPS measurements and model-based force estimates. - a mathematical model of ship motion in three degrees of freedom and a corresponding GPS observation model; - data preprocessing steps such as interpolation, FFT-based spectral filtering, and derivative calculation; - formulation of a regression task for predicting calibration parameters; - implementation and evaluation of regression methods including SVR, Random Forest, Decision Tree, Gaussian Process, XGBoost, and LightGBM; - hyperparameter optimization using the Optuna framework; - comparative performance assessment of the models based on MAE, MSE, R^2, and prediction stability metrics. The results confirm the applicability of machine learning techniques for enhancing DP system calibration, offering a reduction in the need for costly full-scale testing during system setup and adjustment.

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All
Read
Internet Authorized users SPbPU
Read
Internet Anonymous
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР СИСТЕМЫ DP5000 И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ДИНАМИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ.
    • 1.1 Назначение и области применения систем динамического позиционирования
    • 1.2 Принцип работы DP-системы
    • 1.3 Архитектура системы DP5000
    • 1.4 Навигационные и инерциальные сенсоры в системе динамического позиционирования DP5000
    • 1.5 Классификация и методы фильтрации сенсорных данных
  • ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ ФИЛЬТРА DP5000 И ВЫБОР АЛГОРИТМОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2.1 Текущий порядок калибровки системы на примере калибровки тяги по оси X
    • 2.2 Формализация этапов калибровки
    • 2.3 Выбор регрессии и описание используемых моделей
  • ГЛАВА 3. ПРЕДОБРАБОТКА ДАННЫХ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ВЫБОРКИ
    • 3.1 Исходные данные
    • 3.2 Предобработка данных
    • 3.3 Выделение и конструирование признаков для регрессии
    • 3.4 Объём и репрезентативность выборки
    • 3.5 Разбиение на обучающую, валидационную и тестовую выборки
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ВАЛИДАЦИЯ АЛГОРИТМОВ
    • 4.1 Инструментарий для реализации
    • 4.2 Разработка и реализация алгоритмов подбора f_max и предсказания коэффициента калибровки
    • 4.3 Метрики оценки качества
    • 4.4 Сравнительный анализ результатов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • Приложение A. Подбор порога скорости, весовых коэффициентов для каждого окна и f_max для каждого теста.
    • Приложение Б. Подбор признаков с помощью SHAP, обучение и оценка моделей регрессии.

Access count: 0 
Last 30 days: 0

Detailed usage statistics