Детальная информация

Название Обучение говорению на русском языке китайских студентов на основе этноцентрического подхода (уровень А1-А2): выпускная квалификационная работа магистра: направление 45.04.02 «Лингвистика» ; образовательная программа 45.04.02_05 «Методика преподавания русского языка как иностранного и межкультурная коммуникация»
Авторы Ван Инци
Научный руководитель Бурцева Александра Вячеславовна
Организация Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт
Выходные сведения Санкт-Петербург, 2025
Коллекция Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Тематика обучение русскому языку как иностранному ; китайские студенты ; этноцентрический подход ; устная речь ; уровень a1-a2 ; teaching russian as a foreign language ; chinese students ; ethnocentric approach ; oral speech ; level a1-a2
Тип документа Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла PDF
Язык Русский
Уровень высшего образования Магистратура
Код специальности ФГОС 45.04.02
Группа специальностей ФГОС 450000 - Языкознание и литературоведение
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-4084
Права доступа Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно Новинка
Ключ записи ru\spstu\vkr\37856
Дата создания записи 23.09.2025

Разрешенные действия

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

Объектом исследования является процесс обучения устной речи китайских студентов на начальном этапе изучения РКИ, предметом — этноцентрический подход как методическая основа преодоления лингвокультурных барьеров. В работе проведён теоретический анализ этноцентрического подхода, предполагающего адаптацию учебного процесса к культурным, когнитивным и лингвистическим особенностям монокультурной группы. Выявлены ключевые барьеры: фонетические различия, грамматическая асимметрия, а также культурно-психологические факторы. Сопоставительный анализ учебников РКИ показал недостаточную реализацию этноориентированных принципов: дефицит сопоставления грамматических структур, поверхностность лингвострановедческих комментариев, преобладание репродуктивных заданий. Разработан комплекс методических приёмов, включающий визуализацию лексики через аутентичные материалы (репродукции картин, фото Санкт-Петербурга), структурированные подстановочные упражнения, тренинги ситуативной вежливости с учётом конфуцианских норм, ведение языкового дневника для контролируемого продуцирования речи. Экспериментальная апробация комплекса на тему «Времена года» подтвердила эффективность: у студентов экспериментальной группы длина высказываний увеличилась на 50%, ошибки согласования сократились в 3 раза, отмечен рост мотивации. Практическая значимость работы заключается в разработке адаптированных упражнений для интеграции в учебные пособия и методику преподавания РКИ в китайской аудитории.

The object of the study is the process of teaching oral speech to Chinese students at the initial stage of learning Russian as a foreign language (RFL). The subject is the ethnocentric approach as a methodological basis for overcoming linguocultural barriers. The work presents a theoretical analysis of the ethnocentric approach, which involves adapting the educational process to the cultural, cognitive, and linguistic characteristics of a monocultural group. Key barriers were identified: phonetic differences, grammatical asymmetry, and cultural-psychological factors. A comparative analysis of RFL textbooks revealed insufficient implementation of ethno-oriented principles: a lack of comparison of grammatical structures, superficial linguocultural comments, and a predominance of reproductive tasks. A complex of methodological techniques was developed, including vocabulary visualization through authentic materials (reproductions of paintings, photos of St. Petersburg), structured substitution exercises, situational politeness training considering Confucian norms, and maintaining a language diary for controlled speech production. Experimental testing of the complex on the topic "Seasons" confirmed its effectiveness: students in the experimental group increased their utterance length by 50%, agreement errors decreased threefold, and motivation growth was noted. The practical significance of the work lies in the development of adapted exercises for integration into textbooks and RFL teaching methodology for Chinese audiences.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Анонимные пользователи

Количество обращений: 0 
За последние 30 дней: 0

Подробная статистика