Details
Title | Обучение говорению на русском языке китайских студентов на основе этноцентрического подхода (уровень А1-А2): выпускная квалификационная работа магистра: направление 45.04.02 «Лингвистика» ; образовательная программа 45.04.02_05 «Методика преподавания русского языка как иностранного и межкультурная коммуникация» |
---|---|
Creators | Ван Инци |
Scientific adviser | Бурцева Александра Вячеславовна |
Organization | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт |
Imprint | Санкт-Петербург, 2025 |
Collection | Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция |
Subjects | обучение русскому языку как иностранному ; китайские студенты ; этноцентрический подход ; устная речь ; уровень a1-a2 ; teaching russian as a foreign language ; chinese students ; ethnocentric approach ; oral speech ; level a1-a2 |
Document type | Master graduation qualification work |
File type | |
Language | Russian |
Level of education | Master |
Speciality code (FGOS) | 45.04.02 |
Speciality group (FGOS) | 450000 - Языкознание и литературоведение |
DOI | 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-4084 |
Rights | Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
Additionally | New arrival |
Record key | ru\spstu\vkr\37856 |
Record create date | 9/23/2025 |
Allowed Actions
–
Action 'Read' will be available if you login or access site from another network
Action 'Download' will be available if you login or access site from another network
Group | Anonymous |
---|---|
Network | Internet |
Объектом исследования является процесс обучения устной речи китайских студентов на начальном этапе изучения РКИ, предметом — этноцентрический подход как методическая основа преодоления лингвокультурных барьеров. В работе проведён теоретический анализ этноцентрического подхода, предполагающего адаптацию учебного процесса к культурным, когнитивным и лингвистическим особенностям монокультурной группы. Выявлены ключевые барьеры: фонетические различия, грамматическая асимметрия, а также культурно-психологические факторы. Сопоставительный анализ учебников РКИ показал недостаточную реализацию этноориентированных принципов: дефицит сопоставления грамматических структур, поверхностность лингвострановедческих комментариев, преобладание репродуктивных заданий. Разработан комплекс методических приёмов, включающий визуализацию лексики через аутентичные материалы (репродукции картин, фото Санкт-Петербурга), структурированные подстановочные упражнения, тренинги ситуативной вежливости с учётом конфуцианских норм, ведение языкового дневника для контролируемого продуцирования речи. Экспериментальная апробация комплекса на тему «Времена года» подтвердила эффективность: у студентов экспериментальной группы длина высказываний увеличилась на 50%, ошибки согласования сократились в 3 раза, отмечен рост мотивации. Практическая значимость работы заключается в разработке адаптированных упражнений для интеграции в учебные пособия и методику преподавания РКИ в китайской аудитории.
The object of the study is the process of teaching oral speech to Chinese students at the initial stage of learning Russian as a foreign language (RFL). The subject is the ethnocentric approach as a methodological basis for overcoming linguocultural barriers. The work presents a theoretical analysis of the ethnocentric approach, which involves adapting the educational process to the cultural, cognitive, and linguistic characteristics of a monocultural group. Key barriers were identified: phonetic differences, grammatical asymmetry, and cultural-psychological factors. A comparative analysis of RFL textbooks revealed insufficient implementation of ethno-oriented principles: a lack of comparison of grammatical structures, superficial linguocultural comments, and a predominance of reproductive tasks. A complex of methodological techniques was developed, including vocabulary visualization through authentic materials (reproductions of paintings, photos of St. Petersburg), structured substitution exercises, situational politeness training considering Confucian norms, and maintaining a language diary for controlled speech production. Experimental testing of the complex on the topic "Seasons" confirmed its effectiveness: students in the experimental group increased their utterance length by 50%, agreement errors decreased threefold, and motivation growth was noted. The practical significance of the work lies in the development of adapted exercises for integration into textbooks and RFL teaching methodology for Chinese audiences.
Network | User group | Action |
---|---|---|
ILC SPbPU Local Network | All |
|
Internet | Authorized users SPbPU |
|
Internet | Anonymous |
|
Access count: 0
Last 30 days: 0