Details
| Title | Стратегия и практика модернизации высшего образования в Японии в XX- XXI вв: выпускная квалификационная работа магистра: направление 41.04.01 «Зарубежное регионоведение» ; образовательная программа 41.04.01_02 «Азиатские исследования» |
|---|---|
| Creators | Ван Шипэн |
| Scientific adviser | Лбова Людмила Валентиновна |
| Organization | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт |
| Imprint | Санкт-Петербург, 2025 |
| Collection | Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция |
| Subjects | модернизация ; высшее образование ; япония ; стратегия ; реформа ; интернационализация ; modernization ; higher education ; japan ; strategy ; reform ; internationalization |
| Document type | Master graduation qualification work |
| File type | |
| Language | Russian |
| Level of education | Master |
| Speciality code (FGOS) | 41.04.01 |
| Speciality group (FGOS) | 410000 - Политические науки и регионоведение |
| DOI | 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-4222 |
| Rights | Доступ по паролю из сети Интернет (чтение) |
| Additionally | New arrival |
| Record key | ru\spstu\vkr\37996 |
| Record create date | 9/23/2025 |
Allowed Actions
–
Action 'Read' will be available if you login or access site from another network
| Group | Anonymous |
|---|---|
| Network | Internet |
Проблема исследования заключается в анализе стратегии и практики модернизации системы высшего образования Японии в XX–XXI веках, учитывая внутренние вызовы и глобальные тенденции. Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления национальных образовательных моделей в эпоху цифровизации, демографических изменений и усиливающейся международной конкуренции. Новизна работы заключается в комплексном подходе: рассмотрены не только исторические этапы, результаты и механизмы реформ, но и современные инновационные программы, международная мобильность и роль университетов в формировании экономики знаний. Цель исследования – характеристика процесса модернизации высшего образования в Японии, которая поможет обогатить теоретические исследования в области совершенствования высшего образования в Азии в целом. Задачи включали анализ исторической эволюции системы образования, определение основных целей, методов и результатов реформ, изучение факторов интернационализации, цифровизации и новых управленческих практик, а также выявление особенностей японской модели в глобальном контексте. Источниковая база охватывает официальные отчеты и стратегические документы министерств, отчеты университетов и программы международного сотрудничества, научные публикации российских и зарубежных исследователей (Пододименко И.И., Воронцова Е.А., Ли Синь, Цэн Линмин и др.). Основные методы исследования: контент-анализ, case-study, макростратегический анализ и т. д. В результате исследования установлено, что японская система прошла путь от заимствования зарубежных моделей к формированию национальной инновационной экосистемы. К ключевым достижениям относятся: массовизация образования, цифровизация, развитие научных исследований, гибкость управления, активная интернационализация. Среди вызовов – сокращение числа абитуриентов, региональная и социальная дифференциация доступа, необходимость постоянного обновления образовательных практик и сохранения культурной идентичности. Выводы работы подтверждают, что устойчивое развитие японского высшего образования возможно через стратегический баланс между инновациями и традициями, международной открытостью и национальными интересами. Обобщённый опыт Японии представляет интерес для изучения модернизационных процессов в других странах.
The research problem consists in the analysis of the strategy and practice of modernizing Japan’s higher education system in the 20th–21st centuries, considering internal challenges and global trends. The relevance of the topic is driven by the necessity to reconsider national educational models in the era of digitalization, demographic changes, and intensifying international competition. The novelty of the study lies in a comprehensive comparative approach not only are the historical stages and mechanisms of reform examined, but also current innovative programs, international mobility, and the role of universities in shaping the knowledge economy. The purpose of the research is to characterize the process of modernization of higher education in Japan, which will help enrich theoretical studies on higher education modernization in Asia overall. The objectives included analyzing the historical evolution of the system; defining the main reform’s goals, methods and outcomes; studying the factors of internationalization, digitalization, and new management practices, as well as identifying the features of the Japanese model in the global context. The source base covers as well as official reports and strategic documents from ministries, university reports, and international cooperation programs and the works of Russian and foreign researchers (Pododimenko I.I., Vorontsova E.A., Li Xin, Cen Lingmin, etc.). The main research methods: content analysis, case-study, macro-strategic analysis, etc. The research determined that the Japanese system evolved from borrowing foreign models to forming a national innovation ecosystem. Key achievements include: the massification of education, digitalization, the growth of scientific research, flexibility of management, and active internationalization. Among the challenges are the declining number of applicants, regional and social differentiation of access, the need for constant updating of educational practices, and the preservation of cultural identity. The conclusions of the study confirm that sustainable development of Japanese higher education is possible through strategic balance between innovation and tradition, international openness and national interests. Japans summarized experience is of interest for research of the modernization processes in other countries.
| Network | User group | Action |
|---|---|---|
| ILC SPbPU Local Network | All |
|
| Internet | Authorized users SPbPU |
|
| Internet | Anonymous |
|
Access count: 0
Last 30 days: 0