Details

Title Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации: выпускная квалификационная работа магистра: направление 20.04.01 «Техносферная безопасность» ; образовательная программа 20.04.01_06 «Управление безопасностью и защита в чрезвычайных ситуациях»
Creators Сабиров Камранбей Бахрамович
Scientific adviser Пелех Михаил Теодозиевич
Organization Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Инженерно-строительный институт
Imprint Санкт-Петербург, 2025
Collection Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Subjects комплексная безопасность ; образовательная организация ; остаточный риск ; цифровая инфраструктура ; угрозы ; уязвимости ; гражданская оборона ; скуд ; видеонаблюдение ; логикофункциональный анализ ; comprehensive security ; educational organization ; residual risk ; digital infrastructure ; threats ; vulnerabilities ; civil defense ; access control systems ; video surveillance ; logical-functional analysis
Document type Master graduation qualification work
File type PDF
Language Russian
Level of education Master
Speciality code (FGOS) 20.04.01
Speciality group (FGOS) 200000 - Техносферная безопасность и природообустройство
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-5109
Rights Доступ по паролю из сети Интернет (чтение)
Additionally New arrival
Record key ru\spstu\vkr\39237
Record create date 9/24/2025

Allowed Actions

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network

Group Anonymous
Network Internet

Объект исследования: система обеспечения комплексной безопасности образовательной организации. Предмет исследования: организационно-технические и цифровые решения, направленные на повышение защищённости и устойчивости образовательной среды. Цель работы — провести анализ действующей системы безопасности СПбПУ и разработать предложения по её совершенствованию в условиях современных угроз. Задачи исследования: 1. Изучение теоретических основ и нормативной базы обеспечения безопасности образовательных организаций. 2. Анализ угроз, уязвимостей и остаточных рисков на территории СПбПУ. 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы комплексной безопасности с учётом цифровых решений и требований устойчивости. Методология исследования: логико-функциональный и системный анализ, сценарный подход, риск-ориентированное управление, нормативнооценочные модели. Для достижения результатов в работе были использованы такие информационные технологии, как Microsoft Office, PowerPoint, Lucidchart и draw.io для построения структурных и логико-функциональных схем, а также облачные сервисы Google Drive и Яндекс.Диск для хранения и обмена текстовыми и графическими материалами. Использовались также официальные интернет-ресурсы: портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), электронная библиотека СПбПУ (elib.spbstu.ru), научная электронная библиотека eLibrary.ru, справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru) и ГАРАНТ (www.garant.ru), сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru), а также материалы Российской национальной библиотеки (Русский книжный фонд). Основные результаты ВКР: выявлены критические уязвимости в системе безопасности СПбПУ, обоснованы приоритеты её модернизации, предложены организационные, технические и цифровые меры, направленные на повышение защищённости кампуса и снижение остаточного риска. Область применения: разработанные предложения могут быть использованы при актуализации системы безопасности СПбПУ и других вузов, а также в работе структур ГО и ЧС, охраны, административных подразделений и при проектировании систем Smart Campus. Выводы: реализация предложенных мер позволит обеспечить устойчивое функционирование образовательной среды, повысить уровень защищённости студентов и персонала, интегрировать инженерные и цифровые компоненты безопасности в единую адаптивную систему.

Object of the research: the comprehensive security system of an educational organization. Subject of the research: organizational, technical, and digital solutions aimed at improving the resilience and protection of the educational environment. The purpose of this work is to analyze the current security system of SPbPU and develop proposals for its improvement in the context of modern threats. Research objectives: To study the theoretical foundations and regulatory framework of security in educational institutions. To analyze threats, vulnerabilities, and residual risks on the territory of SPbPU. To develop recommendations for improving the comprehensive security system considering digital solutions and sustainability requirements. Research methodology: logical-functional and systems analysis, scenariobased approach, risk-oriented management, normative-assessment models. To achieve the results of this study, the following information technologies were used: Microsoft Office, PowerPoint, Lucidchart, and draw.io for the development of structural and logical-functional diagrams, as well as cloud services such as Google Drive and Yandex.Disk for storing and sharing text and graphic materials. Official online resources were also utilized, including the Legal Information Portal (www.pravo.gov.ru), the electronic library of SPbPU (elib.spbstu.ru), the scientific electronic library eLibrary.ru, legal reference systems “ConsultantPlus” (www.consultant.ru) and “GARANT” (www.garant.ru), the website of the Russian Ministry of Emergency Situations (www.mchs.gov.ru), and materials from the Russian National Library (Russian Book Fund). Main results of the thesis: critical vulnerabilities in the SPbPU security system were identified, priorities for its modernization were substantiated, and a set of organizational, technical, and digital measures was proposed to enhance campus protection and reduce residual risk. Application area: the proposed solutions can be used for updating the security systems of SPbPU and other universities, as well as by civil defense and emergency services, campus security units, university administrations, and in the design of Smart Campus systems. Conclusions: the implementation of the proposed measures will ensure the stable functioning of the educational environment, increase the level of protection for students and staff, and integrate engineering and digital components into a unified adaptive security system.

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All
Read
Internet Authorized users SPbPU
Read
Internet Anonymous
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 1.1. Понятие и сущность комплексной безопасности образовательной организации
    • 1.2. Основные направления и компоненты безопасности
    • 1.3. Нормативно-правовое обеспечение
    • 1.4. Методологические подходы к обеспечению безопасности
      • 1.4.1. Системный подход
      • 1.4.2. Сценарный анализ
      • 1.4.3. Риск-ориентированный подход
      • 1.4.4. Метод категорирования объектов
      • 1.4.5. SWOT-анализ угроз
      • 1.4.6. Нормативно -оценочные модели
    • 1.5. Современные вызовы и тенденции в обеспечении безопасности в вузах
      • 1.5.1. Новые и гибридные типы угроз
      • 1.5.2. Этико-правовые конфликты безопасности
      • 1.5.3. Региональный фактор и урбанистическая специфика
      • 1.5.4. Новые стратегические тенденции развития системы безопасности
      • 1.5.5. Сравнительный анализ современных угроз и механизмов реагирования
    • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
    • 2.1. Антропогенные угрозы
      • 2.1.1. Террористические угрозы и экстремистские действия
      • 2.1.2. Преступные посягательства и насилие
    • 2.2. Природные и климатические угрозы
      • 2.2.1. Штормовой ветер, шквалы и падение деревьев
      • 2.2.2. Снеговые и ледяные нагрузки.
      • 2.2.3. Наводнения и подтопления.
    • 2.3. Биологические и санитарные риски
      • 2.3.1. Вирусные и бактериальные инфекции
      • 2.3.2. Нарушения санитарного режима
      • 2.3.3. Аллергены, плесень и микробиологическое загрязнение
    • 2.4. Информационные угрозы
      • 2.4.1. Утечка и компрометация персональных данных
      • 2.4.2. Атаки на информационную инфраструктуру
      • 2.4.3. Ошибки и сбои в работе цифровых систем
    • 2.5. Социально-психологические риски
      • 2.5.1. Психоэмоциональное напряжение и стресс
      • 2.5.2. Конфликты, буллинг и межгрупповая напряжённость
      • 2.5.3. Проявления девиантного и агрессивного поведения
    • 2.6. Критические уязвимости инфраструктуры СПбПУ и оценка остаточного риска
    • Вывод по главе 2
  • ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
    • 3.1. Нормативно-организационные меры
    • 3.2. Технические меры и модернизация инфраструктуры
      • 3.2.1. Модернизация систем видеонаблюдения, аналитики и контроля доступа
      • 3.2.2. Усиление систем оповещения и экстренного реагирования
      • 3.2.3. Модернизация противопожарных систем
      • 3.2.4. Развитие системы гражданской оборо ны и защиты от чрезвычайных ситуаций
      • 3.2.5. Укрепление информационной безопасности
    • 3.3. Организационно-практические мероприятия
    • 3.4. Психолого-педагогические и социальные инициативы
    • 3.5. Инновационные подходы в обеспечении безопасности
    • Вывод по главе 3
  • Заключение
  • Список использованных источников

Access count: 0 
Last 30 days: 0

Detailed usage statistics