Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме теории и методики обучения и воспитания. В настоящее время активно разрабатывается алгоритм введения дисциплины академического письма в российское высшее образование. Вместе с тем технологии обучения академической письменной русской речи, в том числе иностранных студентов, в российской педагогической практике практически отсутствуют. Исходя из этого, возникает необходимость теоретической и практической разработки адекватной методики обучения академической письменной русской речи иностранных студентов. В работе предлагается компонентный состав процесса обучения академической письменной русской речи; выделяются критерии и показатели оценки соответствующих речевых умений иностранных студентов; репрезентируется комплекс креативно-функциональных упражнений, нацеленных на развитие речевых умений в академическом письме и ориентированных на конкретный образовательный этап. Теоретическая значимость исследования состоит в определении и уточнении таких понятий, как академическая письменная речь, комплекс-трансформер компонентов процесса обучения академическому русскому письму иностранных студентов, специальные методические принципы обучения академической письменной речи иностранных студентов. Практическая ценность работы заключается в разработке заданий, ключевыми характеристиками которых являются креативность и функциональность (многозадачность).
The dissertation research is devoted to the current problem of the theory and methodology of teaching and upbringing. Currently, an algorithm for introducing the discipline of academic writing into Russian higher education is being actively developed. At the same time, technologies for teaching academic written Russian speech, including for foreign students, are practically absent in Russian pedagogical practice. Based on this, there is a need for theoretical and practical development of an adequate methodology for teaching academic written Russian speech to foreign students. The work proposes the component composition of the process of teaching academic written Russian speech; criteria and indicators for assessing the relevant speech skills of foreign students are highlighted; a set of creative and functional exercises is presented, aimed at developing speech skills in academic writing and focused on a specific educational stage. The theoretical significance of the study lies in the definition and clarification of such concepts as academic writing, a transformer complex of components of the process of teaching academic Russian writing to foreign students, special methodological principles for teaching academic writing to foreign students. The practical value of the work lies in the development of tasks, the key characteristics of which are creativity and functionality (multitasking).