Детальная информация

Название Повышение качества рабочих поверхностей деталей подшипников, работающих в условиях сложного нагружения: научный доклад: направление подготовки 22.06.01 «Технологии материалов» ; направленность 22.06.01_06 «Материаловедение (по отраслям)»
Авторы Музафарова Светлана-Виктория Рустамовна
Научный руководитель Наумов Антон Алексеевич
Организация Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт машиностроения, материалов и транспорта
Выходные сведения Санкт-Петербург, 2024
Коллекция Научные работы аспирантов/докторантов ; Общая коллекция
Тематика Подшипники качения ; Водород ; микротрещина ; остаточные напряжения ; microcrack ; residual stresses
УДК 621.822.6 ; 546.11
Тип документа Научный доклад
Тип файла Другой
Язык Русский
Уровень высшего образования Аспирантура
Код специальности ФГОС 22.06.01
Группа специальностей ФГОС 220000 - Технологии материалов
Права доступа Текст не доступен в соответствии с распоряжением СПбПУ от 11.04.2018 № 141
Дополнительно Новинка
Ключ записи ru\spstu\vkr\39283
Дата создания записи 26.09.2025

В связи с отсутствием норм по допустимому содержанию водорода, рекомендуется ограничить допустимое содержание водорода в подшипнике качения – до 1,7x10-4 %. Анализ микроструктуры и микротвердости позволил выявить характерную толщину поверхностного упрочненного слоя наружного кольца. При помощи EBSD-метода было установлено, что в структуре присутствует гидридная фаза, которая распределена в объеме неравномерно. Разработана новая конструктивная форма нестандартного образца для определения поверхностных остаточных напряжений применительно к подшипникам качения. Выполнены серии измерений остаточных напряжений на наружном кольце подшипников с различной наработкой, показывающие их изменение в зависимости от наработки. Определено наиболее вероятное направление развития микротрещины. Разработаны рекомендации для повышения требований контроля качества поверхности наружного кольца подшипника качения.

There are no recommendations for the content limit of hydrogen, it is recommended to limit the hydrogen content in the rolling bearing to 1,7 x 10-4 %. The characteristic thickness of the surface hardened layer of the outer ring has been revealed. Using the EBSD-analysis, it has found there are a hydride phase in the structure, which has been irregularly distributed. A new structural form of a non-standard sample has been developed to measure surface residual stresses in relation to rolling bearings. Measurements of residual stresses on the outer ring of bearings with different service life have been carried out. The most probable direction of microcrack development has been determined. Recommendations have been developed to improve the quality control requirements of the outer ring surface of the rolling bearing.