Details

Title Повышение качества рабочих поверхностей деталей подшипников, работающих в условиях сложного нагружения: научный доклад: направление подготовки 22.06.01 «Технологии материалов» ; направленность 22.06.01_06 «Материаловедение (по отраслям)»
Creators Музафарова Светлана-Виктория Рустамовна
Scientific adviser Наумов Антон Алексеевич
Organization Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт машиностроения, материалов и транспорта
Imprint Санкт-Петербург, 2024
Collection Научные работы аспирантов/докторантов ; Общая коллекция
Subjects Подшипники качения ; Водород ; микротрещина ; остаточные напряжения ; microcrack ; residual stresses
UDC 621.822.6 ; 546.11
Document type Scientific report
File type Other
Language Russian
Level of education Graduate student
Speciality code (FGOS) 22.06.01
Speciality group (FGOS) 220000 - Технологии материалов
Rights Текст не доступен в соответствии с распоряжением СПбПУ от 11.04.2018 № 141
Additionally New arrival
Record key ru\spstu\vkr\39283
Record create date 9/26/2025

В связи с отсутствием норм по допустимому содержанию водорода, рекомендуется ограничить допустимое содержание водорода в подшипнике качения – до 1,7x10-4 %. Анализ микроструктуры и микротвердости позволил выявить характерную толщину поверхностного упрочненного слоя наружного кольца. При помощи EBSD-метода было установлено, что в структуре присутствует гидридная фаза, которая распределена в объеме неравномерно. Разработана новая конструктивная форма нестандартного образца для определения поверхностных остаточных напряжений применительно к подшипникам качения. Выполнены серии измерений остаточных напряжений на наружном кольце подшипников с различной наработкой, показывающие их изменение в зависимости от наработки. Определено наиболее вероятное направление развития микротрещины. Разработаны рекомендации для повышения требований контроля качества поверхности наружного кольца подшипника качения.

There are no recommendations for the content limit of hydrogen, it is recommended to limit the hydrogen content in the rolling bearing to 1,7 x 10-4 %. The characteristic thickness of the surface hardened layer of the outer ring has been revealed. Using the EBSD-analysis, it has found there are a hydride phase in the structure, which has been irregularly distributed. A new structural form of a non-standard sample has been developed to measure surface residual stresses in relation to rolling bearings. Measurements of residual stresses on the outer ring of bearings with different service life have been carried out. The most probable direction of microcrack development has been determined. Recommendations have been developed to improve the quality control requirements of the outer ring surface of the rolling bearing.