Выпускная квалификационная работа посвящена расчетно-экспериментальному исследованию структуры пульсирующего кровотока в модели бифуркации брюшной аорты и подвздошных артерий. В рамках настоящей работы разработана и спроектирована модель среднестатистической конфигурации, включающая бифуркацию брюшной аорты и последующие бифуркации подвздошных артерий. В модели учтена пространственная кривизна сосудистого русла, в одной из ветвей бифуркации брюшной аорты расположен гемодинамически значимый стеноз. Для проведения регистрации вихревых структур посредством ультразвуковой доплерографии разработанная модель напечатана методом трехмерного прототипирования. Ультразвуковая визуализация структуры вторичных токов проводилась на экспериментальном стенде, моделирующем близкие к физиологическим соотношения расходов в ветвях модели. Проведены согласованные расчётно-экспериментальные исследования пульсирующего кровотока при детальном моделировании физиологических (режимы работы сердца) и геометрических (характерные углы ветвления сосудистого русла, наличие стеноза) параметров.
The graduation qualification work is devoted to the computational and experimental study of the pulsatile blood flow structure in a model of the abdominal aorta bifurcation and iliac arteries. In the present work, a model of the average configuration was developed and designed, including the bifurcation of the abdominal aorta and subsequent bifurcations of the iliac arteries. The model takes into account the spatial curvature of the vascular bed, and a hemodynamically significant stenosis is located in one of the branches of the abdominal aorta bifurcation. To register vortex structures using Doppler ultrasonography, the developed model was printed using three-dimensional prototyping. Ultrasound visualization of the secondary flow structure was carried out on an experimental stand simulating ratios of flows in the model branches close to physiological ones. Consistent computational and experimental studies of pulsatile blood flow were carried out with detailed modeling of physiological (heart operating modes) and geometric (characteristic branching angles of the vascular bed, presence of stenosis) parameters.