Глава 2. Соответствие расписания работы библиотеки потребностям читателей

Определение. Индикатор сравнивает действующее расписание работы библиотеки с расписанием, которое хотели бы видеть пользователи.

Расписание работы библиотеки определяет количество часов работы и их распределение по дням недели. Под часами работы в общем случае понимается время с понедельника по воскресенье, когда библиотека открыта для читателей.

Цели. В реальных условиях всегда существует разрыв между часами работы, удобными для читателей, и возможностями библиотеки по реализации этих пожеланий, ограниченными финансовыми возможностями и имеющимся персоналом. Правда, справедливо, что сетевые технологии позволяют библиотекам предоставлять некоторые сервисы 24 часа в сутки. Однако существует настоятельная необходимость организации книговыдачи на дом и в читальный зал в любое время в течение всей недели. Измерение этой потребности может помочь в принятии решения о том, должна ли библиотека увеличивать часы работы и когда именно это следует делать.

Индикатор полезен для всех типов библиотек.

Метод. Проведите опрос среди выборки из 200-300 читателей, приходящих в библиотеку или покидающих ее, по поводу их мнения о соответствии существующих часов работы их пожеланиям. Очень важно время проведения опроса. Оно должно быть распределено равномерно в течение всего рабочего дня и в течение недели, чтобы не игнорировалось мнение ни тех, кто приходит только в утренние часы, ни тех, кто предпочитает вечерние часы или субботы.

Соответствующие вопросы могут быть добавлены в общую пользовательскую анкету (см. п.16 «Удовлетворенность читателя»).

  1. Как вы оцениваете удовлетворенность часами работы библиотеки?

    Таблица 2.2.

    Совершенно неудовлетворительно
    Неудовлетворительно
    Скорее удовлетворительно
    Удовлетворительно
    Вполне удовлетворительно

  2. Пожалуйста, укажите время, когда вы дополнительно хотели бы иметь доступ в библиотеку, заполнив символом «О» соответствующие ячейки. Действующее расписание работы библиотеки указано символами «X».

    Таблица 2.3.

      Пнд Вт Ср Чтв Птн Сб Вс
    0-6              
    7-8              
    8-9 X X X X X    
    9-10 X X X X X X  
    10-11 X X X X X X  
    11-12 X X X X X X  
    12-13 X X X X X X  
    13-14 X X X X X    
    14-15 X X X X X    
    15-16 X X X X X    
    16-17 X X X X X    
    17-18 X X X X X    
    18-19 X X X X X    
    19-20 X X X X X    
    20-21 X X X X X    
    21-22              
    22-23              
    23-24              

    Вопросник может быть упрощен благодаря обобщенному указанию пожеланий в плане дополнительных часов работы библиотеки.

  3. В какое время вы хотели бы иметь доступ в библиотеку дополнительно к существующему расписанию?

    Таблица 2.4.

    Воскресенье
    Вечер субботы
    Вечера по будним дням

Многие библиотеки имеют различное расписание работы в течение семестра и на каникулах. Библиотеки факультетов или некоторые подразделения библиотеки, такие как абонемент или отдел редких книг, могут также иметь расписание, отличное от расписания работы библиотеки в целом. В этом случае рекомендуется опрашивать различные категории пользователей по отдельности:

  • пользователи, посещающие библиотеку во время каникул,

  • пользователи, посещающие факультетские библиотеки,

  • пользователи, обращающиеся к услугам определенных отделов библиотеки.

Интерпретация и возможные решения. Библиотека обязана отреагировать, если большой процент читателей высказывается за увеличения часов работы или критикует существующее распределение часов работы в течение рабочего или по дням недели. Это может быть сложно, особенно если читатели настаивают на увеличении продолжительности работы по выходным дням. Возможным решением проблемы может быть предоставление доступа в библиотеку без предоставления полного набора сервисов, для чего потребуется дополнительно привлекать почасовых сотрудников.

Библиотека, однако, должна четко разделять «целесообразные» и «нецелесообразные» пожелания. Для того, чтобы определить, что является «целесообразным», рекомендуются следующие действия:

  1. Возможно увеличение продолжительности рабочего дня (например, в воскресенье) в экспериментальном режиме (например, в течение 2 или 3 месяцев).

  2. Часы работы могут сопоставляться с расписание аналогичных библиотек (например, в центре кампуса или в городе).

  3. Часы работы могут сравниваться с расписанием других учреждений культуры (например, музеями) города.

Индикатор не дает информации о том, является ли действующее расписание слишком либеральным, т.е. когда предложение превышает спрос. Эту информацию лучше получать путем анализа посещаемости. В случае, если библиотека может продлить время работы в выходные дни только за счет сокращения продолжительности работы по будним дням, читателей следует явно спросить, устраивает ли их такое решение.

Дополнительная литература

Aslund, Henrik. Oppettider/Service// Rapport from Biblioteksunderokningen vid Stockholms Universitetsbibliotek den 14-20 November 1994. – Stockholm: Universitetsbibliotek, 1994.
Bloor, Ian. Performance Indicators and Decision Support Systems for Libraries: A Practical Application of "Keys to Success". – London: British Library, 1991.- p.31-33.- (British Library Research Papers, 93).
Revill, Don H. Some Examples and Types of Performance Measures// Do We Really Need Libraries: Proceedings of the First Joint Library Association Cranfield Institute of Technology Conference on Performance Assessment/ Ed. By John Blagden. – Cranfield: Cranfield Press, 1983.- p.61-62.