Table | Card | RUSMARC | |
Allowed Actions: Read Download (146 Kb) Group: Anonymous Network: Internet |
Annotation
Исследуется возможность формирования нового подхода к философскому исследованию комплекса вопросов о "природе человека". В число факторов, обусловливающих актуальность подобного поиска входят как потребности в осмыслении и актуализации явлений, детерминированных развитием самого философского дискурса (развитие Акторно-сетевой теории Б. Латура, формирование Объектно-ориентированной онтологии Г. Хармана и пр.), так и задачи, возникающие перед обществом в силу непосредственного научно-технического и социал-экономико-культурного развития (например, нарастание процесса цифровизации и вызванная этим переориентация гуманитарного знания с исследования собственно практик на исследование систем отношений "субъекта-знаковая среда"). Термин "гетерология" используется в данной статье как обозначение особого подхода к решению философско-антропологических вопросов. Данный подход базируется на признании "имплицитной разнородности" и "самочуждости" сущностными характеристиками человеческих существ. Анализируются базовые концепции описания человеческой природы (биолого-социальная, психоаналитическая, социал-конструктивистская). На основе проведенного анализа демонстрируется признание каждой из этих концепций наличия "сокровенной части" человеческого существа (культурное бессознательное, индивидуальное бессознательное, дискурсивные нормы), которая определяя "Я" индивида, тем не менее, не является его частью. Уточняются и сопоставляются понятия "полифоничность" (способность к разного рода проявлениям заложенных в человеке потенций) и "гетерогенность" (т. е. скрытость, недоступность для прямого познания некого объема человеческих характеристик и потенций). Делается предположение о том, что, всё более заметное в ХХI веке, нарастание антропологической гетерогенности не является простым следствием разрушительного влияния утверждающейся цифровой культуры. "Цифровая реальность" выступает фактором раскрытия, обнаружения ряда характеристик человеческой природы, которые не могли проявиться в иных, более ранних социокультурных условиях.
The possibility of forming a new approach to the philosophical study of the complex of questions about "human nature" is investigated. There are two groups of reasons that determine the relevance of such research. First, it is the need to understand the phenomena determined by the development of the philosophical discourse itself (the development of the Actor-network theory of B. Latour, the formation of the Object-oriented ontology of G. Harman, etc.). The second group includes the tasks that society faces in connection with scientific, technical, social, economic and cultural development (for example, strengthening of digitalization and the resulting reorientation of humanitarian knowledge from the study of practices to the study of systems of relations of the "subject-sign environment"). The term "heterology" means the doctrine of human nature containing some components that are not reducible to the conscious "I". The main concepts of the description of human nature (biological-social, psychoanalytic, social-constructivist) are analyzed. On the basis of the conducted analysis, each of these concepts demonstrates the recognition of the presence of an "innermost part" of the human being (cultural unconscious, individual unconscious, discursive norms), which, defining the "I" of an individual, nevertheless, are not part of it. The concepts of "polyphony" (the ability to various kinds of manifestations of human potencies) and "heterogeneity" (i. e., secrecy, inaccessibility for direct cognition, a certain number of human characteristics and potencies) are clarified and compared.
Included in
Usage statistics
Access count: 163
Last 30 days: 9 Detailed usage statistics |