Глава 15. Обслуживание удаленных пользователей

Определение. Индикатор соотносит количество удаленных пользователей, относящихся к основной группе пользователей, в течение года ко всей основной группе пользователей.

В контексте рассматриваемого индикатора удаленные пользователи определяются как пользователи, обращающиеся к сервисам библиотеки, предоставляемым по электронной сети (например, OPAC, база данных CD-ROM , электронные публикации, справочная информация, пр.), из точек доступа, расположенных вне библиотеки и ее филиалов. Здесь не учитываются телефонные звонки и запросы по факсу.

Цели. Индикатор определяет долю библиотечных сервисов, удаленно доступных для основной группы пользователей. Сравнению подлежат только хорошо автоматизированные библиотеки с развитыми сетевыми системами, которые обеспечивают получение адекватной статистической информации.

Метод. Метод зависит от статистики, получаемой в компьютерной сети.

Метод 1 . Для этого метода сетевая статистика должна хранить информацию о всех пользовательских транзакциях и различать точки входа, расположенные: внутри библиотеки (включая филиалы); вне библиотеки, но внутри сети организации; вне сети организации. Удаленные пользователи, использующие терминалы, расположенные вне библиотеки, но внутри организации, считаются удаленными пользователями – сотрудниками организации. Сотрудники организации, обращающиеся с собственных терминалов, к этой категории не относятся.

Каждое подключение к библиотечным сервисам рассматривается как едиинчное удаленное обращение, вне зависимости от типа транзакции (специальный поиск, HELP-команды, выгрузка данных, пр.).

Вычисление. Количество удаленных пользователей организации (в понимании, рассмотренном выше) в течение года делится на общее количество сотрудников организации.

Метод 2. Электронная анкета предлагается выборке удаленных пользователей по e-mail. В анкете присутствуют следующие вопросы:

  • статус пользователя (является ли сотрудником института);

  • целевая группа (например, студенты, сотрудники кафедр, пр.).

Если запрашивается целевая группа, то индикатор может быть рассчитан для каждой целевой группы, например, удаленное использование сервисов сотрудниками кафедр.

Этот метод относит пользователей, работающих с собственных терминалов, к сотрудникам организации.

Вычисление. Выборка экстраполируется для получения общего числа удаленных пользователей в течение года по отношению ко всем сотрудникам университета. Полученное число делится на общее количество сотрудников организации.

Оба метода могут использоваться для определения удаленных пользователей специальных сервисов, таких как OPAC, базы данных CD-ROM, доставка документов.

В методе 1 требуется возможность сетевой статистики разделять транзакции к различным сервисам.

В методе 2 в электронную анкету должен включаться вопрос о типе используемого сервиса.

Интерпретация и возможные решения. Индикатор должен вычисляться периодически для оценки изменений, происходящих с течением времени в области обслуживания удаленных пользователей. Низкие показатели могут свидетельствовать о следующем:

  • слабый маркетинг библиотечных сервисов,

  • низкое качество справочной информации на экранах,

  • проблемы при доступе к системе,

  • непривлекательный набор предлагаемых сервисов (например, только CD-ROM).

Электронные анкеты могут помочь в выявлении причин низкого использования библиотеки удаленными пользователями (см. индикатор № 17 "Пользовательская удовлетворенность сервисами, предлагаемыми удаленно"). Высокие цифры, полученные благодаря привлекательности предлагаемых удаленных сервисов, могут стимулировать дальнейшее расширение сервисов и помочь в принятии решений о расположении таких служб в том или ином секторе.

Индикатор не показывает пропорции основной группы пользователей, которые активно используют удаленные сервисы, поскольку один и тот же пользователь может обращаться к ним многократно. Для получения таких данных надо иметь возможность различать индивидуальных пользователей, а не терминалы, с которых выполняется обращение. Другим способом выявления активной части пользователей является рассылка соответствующих анкет выборке из основной группы пользователей.

Дополнительная литература

Charles R. McClure, Cynthia Lopato. Performance Measures for the Academic Networked Enviroment// Proceedings of the 1st Northumbria International Conference on Performance Measurement in Libraries and Information Services/ Edited Pat Wressel. – Newcastle upon Tyne: Information North, 1995.- p. 63-73.