Результаты измерений

Поскольку эффективность работы предполагает соответствие целям, в первую очередь, в свете пользовательских потребностей, очевидно, что ее измерение является сложным процессом. Пользователи – это «многоцелевые индивидуумы, имеющие текущие цели, которые, как правило, различаются каждый раз при пользовании библиотекой».[8] Пользовательские потребности, так же как и цели библиотеки, все время изменяются и не могут быть выражены в числах. При измерении эффективность работы идеальным было бы измерение итога или эффекта воздействия библиотечных сервисов на пользователя. Для университетских и других научных библиотек это означает воздействие на количество и качество научных исследований и уровень обучения. Для прямого измерения этих величин может быть предложено всего лишь несколько методов. Одним из них является «экспозиция документа».[9] Пользователей просят отметить время, в течение которого они «подвергались влянию» книги, и указать, получили ли они от этого какую-либо пользу. Некоторые исследователи, например в Австралии, пытались оценить связь между использованием сервисов библиотеки и персистентностью в обучении,[10] или использованием сервисов библиотеки и академической успеваемостью студентов.[11] Другие стремились установить зависимость между количеством работ, опубликованных сотрудниками университета, и использованием ими библиотечных сервисов. Но поскольку никто не сможет разделить знания, полученные в библиотеке и в других источниках, этот метод кажется малопригодным для практического измерения итогов.

Следовательно, измерение эффективности работы требует менее прямого пути, связанного с выбором индикаторов, которые опосредованно будут отражать влияние библиотечных сервисов на пользователя. Если, например, мы вычисляем процент основной пользовательской группы, посещающей библиотеку, по меньшей мере, один раз в год, то подразумеваем, что они получают пользу от посещения библиотеки. Или, если мы определяем число успешно проведенных поисков в алфавитном каталоге, то полагаем, что найденный материал полезен для пользователя.



[8] Sell B. An Evaluative, Holisticand User-orientated Approach to Assessing and Monitoring Effectiveness of the Academic Library in Its Setting // Library Effectiveness – A State in Art. New York, 1980, p.297.

[9] Revill D.H. Performance Measures for Academic Libraries // Encyclopedia of Library and Information Science. Ed. Allen Kent. Vol. 45, Suppl. 10. New York, Dekker, 1990, p. 327.

[10] Kramer L.A., Kramer M.B. The College Library and the Drop-Out // College and research libraries, 1968, N29, pp. 310-312.

[11] Hiscock J.E. Does Library Usage affect Academic Performance? // Australian Academic and research Libraries, 1986, N17, pp. 207-213; Jager K. Library Use and Academic Achievement // Proceedings of the 1st Northumbria International Conference on Performance Measurement in Libraries and Information Services. Ed. Wressel. Newcastle upon Tyne: Information North, 1995, p.287; Self J. Reserve Readings and Student Grades: Analysis of a case Study // Library and Information Science Research, 1987, N9, pp. 29-40; Wells J. The Influence of Library Usage on Undergraduate Academic Success // Australian Academic and Research Libraries, 1995, N26, pp. 121-128.