Определение. Индикатор сравнивает действующее расписание работы библиотеки с расписанием, которое хотели бы видеть пользователи.
Расписание работы библиотеки определяет количество часов работы и их распределение по дням недели. Под часами работы в общем случае понимается время с понедельника по воскресенье, когда библиотека открыта для читателей.
Цели. В реальных условиях всегда существует разрыв между часами работы, удобными для читателей, и возможностями библиотеки по реализации этих пожеланий, ограниченными финансовыми возможностями и имеющимся персоналом. Правда, справедливо, что сетевые технологии позволяют библиотекам предоставлять некоторые сервисы 24 часа в сутки. Однако существует настоятельная необходимость организации книговыдачи на дом и в читальный зал в любое время в течение всей недели. Измерение этой потребности может помочь в принятии решения о том, должна ли библиотека увеличивать часы работы и когда именно это следует делать.
Индикатор полезен для всех типов библиотек.
Метод. Проведите опрос среди выборки из 200-300 читателей, приходящих в библиотеку или покидающих ее, по поводу их мнения о соответствии существующих часов работы их пожеланиям. Очень важно время проведения опроса. Оно должно быть распределено равномерно в течение всего рабочего дня и в течение недели, чтобы не игнорировалось мнение ни тех, кто приходит только в утренние часы, ни тех, кто предпочитает вечерние часы или субботы.
Соответствующие вопросы могут быть добавлены в общую пользовательскую анкету (см. п.16 «Удовлетворенность читателя»).
Как вы оцениваете удовлетворенность часами работы библиотеки?
Таблица 2.2.
Совершенно неудовлетворительно | □ |
Неудовлетворительно | □ |
Скорее удовлетворительно | □ |
Удовлетворительно | □ |
Вполне удовлетворительно | □ |
Пожалуйста, укажите время, когда вы дополнительно хотели бы иметь доступ в библиотеку, заполнив символом «О» соответствующие ячейки. Действующее расписание работы библиотеки указано символами «X».
Таблица 2.3.
Пнд | Вт | Ср | Чтв | Птн | Сб | Вс | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0-6 | |||||||
7-8 | |||||||
8-9 | X | X | X | X | X | ||
9-10 | X | X | X | X | X | X | |
10-11 | X | X | X | X | X | X | |
11-12 | X | X | X | X | X | X | |
12-13 | X | X | X | X | X | X | |
13-14 | X | X | X | X | X | ||
14-15 | X | X | X | X | X | ||
15-16 | X | X | X | X | X | ||
16-17 | X | X | X | X | X | ||
17-18 | X | X | X | X | X | ||
18-19 | X | X | X | X | X | ||
19-20 | X | X | X | X | X | ||
20-21 | X | X | X | X | X | ||
21-22 | |||||||
22-23 | |||||||
23-24 |
Вопросник может быть упрощен благодаря обобщенному указанию пожеланий в плане дополнительных часов работы библиотеки.
В какое время вы хотели бы иметь доступ в библиотеку дополнительно к существующему расписанию?
Таблица 2.4.
Воскресенье | □ |
Вечер субботы | □ |
Вечера по будним дням | □ |
Многие библиотеки имеют различное расписание работы в течение семестра и на каникулах. Библиотеки факультетов или некоторые подразделения библиотеки, такие как абонемент или отдел редких книг, могут также иметь расписание, отличное от расписания работы библиотеки в целом. В этом случае рекомендуется опрашивать различные категории пользователей по отдельности:
пользователи, посещающие библиотеку во время каникул,
пользователи, посещающие факультетские библиотеки,
пользователи, обращающиеся к услугам определенных отделов библиотеки.
Интерпретация и возможные решения. Библиотека обязана отреагировать, если большой процент читателей высказывается за увеличения часов работы или критикует существующее распределение часов работы в течение рабочего или по дням недели. Это может быть сложно, особенно если читатели настаивают на увеличении продолжительности работы по выходным дням. Возможным решением проблемы может быть предоставление доступа в библиотеку без предоставления полного набора сервисов, для чего потребуется дополнительно привлекать почасовых сотрудников.
Библиотека, однако, должна четко разделять «целесообразные» и «нецелесообразные» пожелания. Для того, чтобы определить, что является «целесообразным», рекомендуются следующие действия:
Возможно увеличение продолжительности рабочего дня (например, в воскресенье) в экспериментальном режиме (например, в течение 2 или 3 месяцев).
Часы работы могут сопоставляться с расписание аналогичных библиотек (например, в центре кампуса или в городе).
Часы работы могут сравниваться с расписанием других учреждений культуры (например, музеями) города.
Индикатор не дает информации о том, является ли действующее расписание слишком либеральным, т.е. когда предложение превышает спрос. Эту информацию лучше получать путем анализа посещаемости. В случае, если библиотека может продлить время работы в выходные дни только за счет сокращения продолжительности работы по будним дням, читателей следует явно спросить, устраивает ли их такое решение.
Aslund, Henrik. Oppettider/Service// Rapport from Biblioteksunderokningen vid Stockholms Universitetsbibliotek den 14-20 November 1994. – Stockholm: Universitetsbibliotek, 1994. |
Bloor, Ian. Performance Indicators and Decision Support Systems for Libraries: A Practical Application of "Keys to Success". – London: British Library, 1991.- p.31-33.- (British Library Research Papers, 93). |
Revill, Don H. Some Examples and Types of Performance Measures// Do We Really Need Libraries: Proceedings of the First Joint Library Association Cranfield Institute of Technology Conference on Performance Assessment/ Ed. By John Blagden. – Cranfield: Cranfield Press, 1983.- p.61-62. |