Миссия и цели

Поскольку качество - это соответствие целям, то применительно к каждой конкретной библиотеке оно определяется ее собственными целями и назначением. Следовательно, прежде чем заявлять о своем соответствии стандарту качества, каждая библиотека должна определить свою миссию и цели.

Это означает необходимость формального определения области, в которой библиотека будет предоставлять услуги. Формулировка миссии должна учитывать основную группу пользователей, с которыми библиотека собирается работать, и также основные виды сервисов, которые будут предлагаться.

В целом миссия вузовской или научной библиотеки может быть сформулирована следующим образом:

отбирать, комплектовать, систематизировать и обеспечивать доступ к информации пользователям, в первую очередь, основной группе пользователей, а именно, сотрудникам учреждения.

Цели вузовских и других научных библиотек [3]

Долгосрочные цели могут быть определены, исходя их формулировки миссии библиотеки. Ориентируясь на определенную выше миссию библиотеки, должны быть достигнуты следующие цели:

Комплектование

  • Обеспечить всеми типами информации - от печатных материалов и микрофиш до аудио-видеоматериалов, звукозаписей, материалов в машиночитаемой форме (программное обеспечение), и др. в соответствии с потребностями основной группы пользователей и специализированными функциями библиотеки

    • по возможности более полно,

    • соблюдая принцип релевантности информационным потребностям пользователей.

Доступ

  • Информировать пользователя о существующих коллекциях с помощью каталогов, которые должны быть полны, оперативно пополняемы, просты для использования, к которым могут обращаться несколько пользователей одновременно.

  • Обеспечивать преимущественно открытый доступ к материалам настолько, насколько это допустимо при обеспечении их сохранности.

  • Обеспечить быстрое получение материалов при закрытом доступе

  • Устанавливать часы работы с учетом разумных потребностей пользователей

  • Предоставлять возможность свободного бесплатного пользования основными сервисами библиотеки.

  • Обеспечить легкую доступность для основной группы пользователей и хороший доступ для людей с ограниченными возможностями.

  • Обеспечить быстрое получение материалов, которых нет в собственной коллекции, но которые доступны в других местах.

Внутреннее обслуживание

  • Создать адекватные условия (помещения, оборудование) для пользователей для обучения и проведения исследования в библиотеке.

  • Обеспечить необходимым оборудованием для использования документов на нетрадиционных носителях.

Обучение пользователя

  • Информировать общественность о предоставляемых библиотекой услугах.

  • Содействовать в поиске информации, которую пользователи хотят получить в библиотеке или за ее пределами, путем предоставления рекламных материалов и инструкций библиотеки и путем личных контактов.

  • Обеспечивать возможность использования для информационного поиска материалов как в печатной, так и в электронной форме.

Хранение и презервация

  • Хранить приобретенные материалы до тех пор, пока они значимы для исследовательской работы организации или для других целей (например, специальные коллекции) библиотеки.

  • Обеспечить сохранность фондов.

  • Заботиться о презервации и консервации редких книг.

Для достижения этих целей вузовские и другие научные библиотеки должны:

  • использовать свои ресурсы экономически эффективно и применять новые способы управления;

  • адаптировать – насколько это возможно – полезные новые технологии;

  • принимать участие в программах кооперации с целью расширения коллекции библиотеки и спектра предоставляемых сервисов;

  • предоставлять возможность персоналу овладевать необходимыми знаниями о новых информационных материалах и технологиях.

Конечно, многие университетские и другие научные библиотеки имеют специальные задачи, которые требуют расширения приведенного выше списка. Например:

  • наличие коллекции по праву,

  • участие в создании национальной коллекции,

  • работа в качестве тренинг-центра.

В соответствии с целями, библиотека должна составить план с указанием краткосрочных задач по каждому из направлений. Это обычно делается в первую очередь. Все краткосрочные задачи должны соответствовать долгосрочным задачам планирования, должны быть реалистичны, достижимы за определенное время. Они также должны быть одобрены библиотекой и другими заинтересованными сторонами. Результаты должны быть измеримы.

Если, например, целью является информирование пользователя с помощью каталогов, обеспечивающих полноту и оперативность пополнения, краткосрочными задачами могут быть:

  • сокращение количества невыполненных заказов в течение определенного времени,

  • включение материалов, описанных в отдельных каталогах, в генеральный каталог.

Постановка конкретных краткосрочных задач на два или три года, конечно же, во многом зависит от объема средств, которые библиотека может получить. Некоторые библиотеки достигают договоренности с «родительскими» организациями относительно уровня качества сервисов, достижимого за ограниченное время, и объема финансирования, которое потребуется. Такие соглашения могут помочь библиотеке получить дополнительное финансирование для выполнения четко определенных задач, а финансирующей организации - проконтролировать эффективность расходования выделенных средств.[4]

Совместная деятельность

Миссия, цели и задачи библиотек должны соответствовать интересам потребителей. Управление качеством в последние годы придало более широкий смысл понятию «потребитель», а именно: под этим термином стали пониматься все потенциально заинтересованные стороны.[5] Для университетских и других научных библиотек в этот список могут быть включены:

  • основная пользовательская группа (сотрудники организации),

  • прочие пользователи,

  • сотрудники библиотеки,

  • администрация организации,

  • организации и лица, занимающиеся распределением ресурсов,

  • местная администрация,

  • исследователи из других организаций,

  • библиотеки, с которыми осуществляется кооперация,

  • общество в самом широком понимании, включая последующие поколения.

Всеобъемлющий подход требует, чтобы определение назначения, целей и краткосрочных задач было обязанностью не только библиотеки. Пользователи, сотрудники, администрация организации и держатели ресурсов также должны быть вовлечены в этот процесс. При этом необходимо принимать во внимание следующее:

  • общие политические цели,

  • интересы научного общества, находящие отражение в кооперации библиотек,

  • по возможности, предсказуемые будущие потребности.



[3] Список частично основывается на следующих стандартах:

Standards for University Libraries: Evaluation of Performance/ Prepared by ASRL’s University Libraries Section’s University Library Standards review committee, Kent Hendrickson, Chair (Approved June 1998) // Chicago, Association of College & Research Libraries, 1989.

Standards for College Libraries, 1995 Edition. Final Version Approved by the ACRL Board and the ALA Standards Committee, Diane C. Parker, Chair // College and Research Library News, 1995, N56, pp. 245-257.

[4] См. Ford G. Service Level Agreements – Vereinbarungen uber das Dienstleistungsniveau. // Zeitchrift fur Bibliothekswesen und Bibliographie, 1996, N43.

[5] Brophy P. Quality Management in Libraries // Proceedings of the 1st Northumbria International Conference on Performance Management in Libraries and Information Services / editor Pat Wressel. – Newcastle upon Tyne: Information North, 1995, p. 77. См. также: Brophy P. and Coulling K. Quality Management for Information and Library Managers // Aldershot, Aslib Gower, 1996, pp. 40-41.